Автор: НЕПЛОХОВ Алексей Валентинович, генеральный директор Группы компаний «ЭЛЕКОМ», член Комитета по энергетике и Экспертного совета Комитета по энергетике СОСПП, г. Екатеринбург.
Одним из примеров успешного применения российских технологий в ЖКХ является применение интенсифицированных теплообменных аппаратов ТТАИ. Но почему же тогда нет массового применения этих и им подобных передовых технологий повсеместно?! На этот вопрос попытаемся дать ответ в этом материале.
Интенсифицированные теплообменные аппараты ТТАИ были разработаны для нужд подводного и надводного военного флота, а в дальнейшем адаптированы для гражданского применения (фото 1):
В сравнении с пришедшими из западной Европы и широко распространенными у нас теперь пластинчатыми теплообменными аппаратами аппараты
ТТАИ имеют целый ряд преимуществ (фото 2):
Фото 2.
Надо отметить, что интенсифицированные теплообменные аппараты ТТАИ уже более 30 лет применяются в энергетике, ЖКХ и промышленности. Выпущено более 13,5 тысяч аппаратов, которые применяются во многих странах: РОССИЯ, УКРАИНА, БЕЛАРУСЬ, КАЗАХСТАН, МОЛДАВИЯ, ПРИДНЕСТРОВЬЕ, ЛИТВА, НИДЕРЛАНДЫ, и др. у авторитетных заказчиков: МИНОБОРОНЫ, СБЕРБАНК, ГАЗПРОМ, ЛУКОЙЛ, Т ПЛЮС, ТАТЭНЕРГО, АВТОВАЗ, КАМАЗ и др. (фото 3).
С 2019 года под эгидой Комитета по энергетике СОСПП было установлено порядка 130 аппаратов на территории Большого Урала (Свердловская область и Пермский край). Имеются самые положительные отзывы по результатам
их эксплуатации, и что главное – отсутствие эксплуатационных затрат.
Показательным является пример применения теплообменников ТТАИ в г. Краснокамск. На фото сравнение установленных в один день и проработавших один отопительный сезон 2‑х типов
аппаратов – пластинчатого (ПТА) и ТТАИ. По результатам разборки видно, что в ТТАИ нет никаких отложений (фото 4). Не менее интересным является пример применения интенсифицированных теплообменных аппаратов ТТАИ в Городском округе Сухой Лог Свердловской области на котельных МУП «Жилкомсервис‑СЛ» (18 котельных, 40 теплообменных аппаратов).
Эксплуатация пластинчатых теплообменных аппаратов была очень дорога (регулярные чистка аппаратов, замена пластин и уплотнений). После замены пластинчатых аппаратов на аппараты ТТАИ (24 аппарата пар‑вода и вода‑вода) затраты на эксплуатацию (по этим аппаратам) снизились до нуля (фото 5, 6, 7).
А вот еще пример. В городе Серов Свердловской области на многоквартирных жилых домах установлено с 2019 года 10 аппаратов ТТАИ взамен пластинчатых аппаратов, читка которых производилась по два раз за сезон. Несмотря на переменный расход нагреваемой воды (аппараты используются для нагрева воды в системах горячего водоснабжения домов), эксплуатация аппаратов ТТАИ не потребовала практически никакого обслуживания (фото 8, 9).
Ну, и конечно, нельзя не упомянуть о прекрасном опыте применения этих аппаратов в Свердловском филиале ПАО «Т Плюс»: на Ново‑Свердловской ТЭЦ в г. Екатеринбурге (2 аппарата пар‑вода общей мощностью 0,28 Гкал/час), на Гурзуфской котельной в г. Екатеринбурге (2 аппарата вода-вода общей мощностью 5,97 Гкал/час), на Кишиневской котельной в г. Екатеринбурге (4 аппарата вода-вода общей мощностью 28 Гкал/час), в Нижнетуринских тепловых сетях (паровой подогреватель и охладитель конденсата общей мощностью 2,9 Гкал/час). По результатам работы аппаратов замечаний нет. Аппараты в период эксплуатации практически не нуждаются в обслуживании.
Научно-экспертная организация УрФУ под руководством д. т. н., профессора Ю. М. Бродова, привлеченная к обследованию и определению эффективности применяемых аппаратов, дала заключение, что анализ тепловой эффективности ТТАИ показал, что ТТАИ выполняют требуемые функции согласно техническому заданию и высокая тепловая эффективность аппаратов полностью подтверждена.
ПОЧЕМУ ЖЕ НЕ ИДУТ ИННОВАЦИИ в ЖКХ ???
ПОЛИТИЧЕСКИЕ причины:
1 |
Всё решают в Москве. |
Техническая политика не учитывает инновационные решения или местные особенности и не дает на местах проявлять инициативу. |
2 |
Не дают денег. |
Ограничение по суммам принимаемых решений на местах. |
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ причины:
3 |
Решают не технические специалисты, а финансисты и закупщики |
В процессе закупки закупщики меняют технические решения без согласования с техническими специалистами. |
ИНФОРМАЦИОННЫЕ причины:
4 |
Проектировщики не знают. |
Нет информации. Делают «что говорит заказчик». Не предлагают лучшие решения. |
5 |
Заказчики не хотят информации. |
Программа бесплатного обучения Комитета по энергетике СОСПП не востребована. |
КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ причины:
6 |
Качество проектов плохое. |
На торгах выбирают проектировщиков, как можно дешевле, а те проектируют без выезда на объект и формально. Результат - неправильный выбор оборудования, неправильное подключение, сужение патрубков, отсутствие контрольных приборов, неправильный расход воды и др. |
7 |
Нет квалифицированного персонала у заказчика. |
Не могут заполнить опросный лист (Т греющая = Т нагреваемая). |
8 |
Не верят в наше – российское. |
Говорят, что такого не может быть и что российское не может быть лучше иностранного. А это вопрос не веры, а обычного алгоритма действий: сравниваем характеристики, читаем отзывы, разговариваем с теми, кто уже применяет. |
9 |
Не нужна ответственность. |
«Боязнь, что что-то пойдет не так». |
ФИНАНСОВЫЕ причины:
10 |
Не хотят платить за проект. |
Экономят на проекте. |
11 |
Нет денег на широкомасштабное продвижение. |
Несравнимые бюджеты продвижения, например, у ДАНФОСС (РИДАН) и ТТАИ. |
МОТИВАЦИОННЫЕ причины:
12 |
Нет мотивации персонала заказчика на энергоэффективность. |
Не имеют вознаграждения с экономии, а имеют дополнительные затраты на эксплуатацию оборудования. |
13 |
Нет мотивации инновационности и российского производства. |
Новое – «опасно», поэтому для его внедрения должна быть мотивация, например, налоговые льготы. |
Таким образом, на примере проблем применения инновационных сверхэффективных теплообменных аппаратов ТТАИ мы показали, какие препятствия стоят на пути широкого внедрения передовых российских технологий в раз-личные сферы хозяйства. И речь не о конкретной российской продукции. Это относится в равной мере и другим видам изделий и технологий. Необходимо сделать, чтобы применение инновационных решений и решений именно российского производства было выгодно потребителям. Этому могут способствовать преференции со стороны государства, способствующие выбору потребителей передовых инновационных российских технологий. Только тогда мы сможем увидеть повсеместное ускоренное внедрений инноваций!