С.Я. Баталов, начальник отдела сервисного обслуживания НПП «ЭЛЕКОМ».
С.Я. Баталов, начальник отдела |
Сегодня большинство потребителей тепловой энергии используют при расчетах данные приборов учета. Это позволяет оплачивать только фактически потребленное тепло, которое зафиксировал теплосчетчик. Все потребители, рассчитывающиеся с энергоснабжающими организациями (ЭСО) за потребленное тепло по данным приборов учета, знают, насколько важно обеспечить непрерывность и достоверность измерений, ведь в случае неисправности теплосчетчика, заплатить придется по расчету, а не по факту потребления. Обеспечить же непрерывность и достоверность измерений возможно только при профессиональной эксплуатации и регулярном техническом обслуживании.
Перед ответом на вопрос «является ли сервисное обслуживание излишеством или все-таки необходимостью?» рассмотрим основные этапы профессионального обслуживания приборов учета тепла на примере сервисной службы нашего предприятия:
1-й ЭТАП - ОПЕРАТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ И ОБНАРУЖЕНИЕ НЕИСПРАВНОСТЕЙ
Оперативный контроль работоспособности приборов учета производится автоматически: сервер диспетчера сервисной службы при помощи специализированного программного обеспечения опрашивает приборы по каналам связи (GSM, кабель, радио, интернет) и сразу определяет состояние приборов. В случае выявления нештатной ситуации на экране диспетчера высвечивается соответствующее оповещение, которое одновременно поступает на мобильные устройства сервис-инженеров. Подобный оперативный мониторинг и оповещение исключает ситуацию, когда некорректная работа приборов учета или выход их из строя продолжаются длительное время, что приводит к значительным финансовым потерям.
2-й ЭТАП - ОПЕРАТИВНЫЙ РЕМОНТ
После обнаружения нештатной ситуации на объект оперативно выезжает сервис-инженер для ее устранения. Устранение неисправности зависит от ее сложности и при необходимости выполняется путем замены вышедшего из строя прибора на исправный из обменного фонда, что сокращает время остановки коммерческого учета до 1-х суток. Последующий ремонт демонтированного прибора производится сертифицированными специалистами на базе собственного авторизованного сервисного центра. После ремонта средство измерения в обязательном порядке проходит метрологическую поверку.
3-й ЭТАП - ПОДГОТОВКА ОТЧЕТОВ
Успех процедуры сдачи отчета о теплопотреблении в ЭСО во многом зависит от его качества (от качества его выполнения). Очень часто данные с исправно работающих приборов учета не принимаются ЭСО для расчетов с потребителем просто потому, что в них обнаруживаются банальные ошибки. Причина этих ошибок – ручной съем информации. Как известно, количество данных с приборов учета, подлежащих регистрации в отчете, достигает до 15 параметров за каждый день. Несложно подсчитать, сколько времени потребуется человеку, чтобы в достаточно некомфортных условиях отечественных тепловых пунктов списать вручную с теплосчетчика до 450 параметров. Неудивительно, что в этом процессе легко допустить ошибку.
Поэтому, для исключения подобных ситуаций, подготовка отчета о теплопотреблении в рамках сервисного обслуживания производится тем же автоматизированным способом, что и оперативный контроль. Сервер диспетчера автоматически, каждый день считывает, анализирует и записывает архивную информацию с теплосчетчика в свою память и на отчетный период генерирует готовую отчетную форму (карточку) теплопотребления. Далее этот документ поступает к клиенту или сразу в ЭСО.
4-й ЭТАП - РЕГЛАМЕНТНЫЕ РАБОТЫ
Любая техника требует периодического обслуживания. От этого зависит ее безотказная, достоверная и безопасная эксплуатация. Приборы учета тепловой энергии эксплуатируются в тяжелых условиях - это повышенная влажность, некачественные теплоноситель и электропитание, порой несанкционированный доступ посторонних лиц и многое другое. Эти неблагоприятные факторы негативно влияют на отказоустойчивую и достоверную работу приборов учета и повышают риски выхода их из строя. Поэтому, в этих условиях, актуальность выполнения регламентных работ резко возрастает.
В состав регламентных работ входят: диагностика работоспособности, проверка и замена батарей электропитания, очистка проточной части расходомеров и фильтров воды, проверка кабелей, контактных соединений и заземления, метрологические поверки. Конечно, все эти работы должен выполнять хорошо обученный и квалифицированный персонал.
Таким образом, учитывая вышесказанное, для решения задачи эффективного теплопотребления и обоснованных расчетов с ЭСО, сервисное обслуживание является необходимостью. Экономия на обслуживании приборов учета невыгодна, ведь при стоимости обслуживания менее 1% от стоимости потребленной тепловой энергии, потери могут составить 30% и более.
Для тех, кто экономит и не любит неприятных сюрпризов, рекомендуем обратиться в специализированную компанию для решения задачи сервисного обслуживания..
ООО НПП «ЭЛЕКОМ»:
ООО НПП «ЭЛЕКОМ», г. Екатеринбург, ул. Луначарского, 212, тел. (343) 257-40-42, 257-50-52.