РЕШЕНИЕ открытого, выездного заседания Комитета по энергетике СОСПП в ООО «ПРОФСОТ-Системы» 02.03.2023 года.

Опубликовано: 16.03.2023

РЕШЕНИЕ открытого, выездного заседания Комитета по энергетике СОСПП в ООО «ПРОФСОТ-Системы» 02.03.2023 года.

Тема: «Технологический суверенитет в энергетике. От слов к делу. Чего не хватает энергетике чтобы были свои российские технологические цепочки?»

По рассмотренным вопросам: Регистрация участников заседания, работа МИНИ-Выставки, кофе-брейк. Открытие заседания Комитета. Вступительное слово. Приветственное слово. Приветственное слово, краткое выступление. Оценка возможностей создания отраслевых цепочек кооперации внутри макрорегиона. О необходимости формирования конкретных предложений суверенитета в приоритетных отраслях. О предстоящем круглом столе с участием представителя Аппарата Полномочного представителя Президента РФ в УФО. Некоторые вопросы развития уральской науки на примере Института электрофизики УрО РАН. ООО "Прософт - Системы". Условия обеспечения технологического суверенитета. Узкие места в поставках материалов и комплектующих. Предложения о мерах поддержки на уровне РФ и региона. Импортозамещение продукции электротехнической промышленности РФ. АСУТП в теплоэлектроэнергетике: новые реалии. Импортозамещение и технологический суверенитет. О технологическом суверенитете в сетевых компаниях. «Узкие» места в поставках оборудования, материалов и комплектующих. Предложения о мерах поддержки на уровне РФ и региона. О научно-исследовательском и кадровом сопровождении на пути к технологическому суверенитету. Приоритетное значение межотраслевой кооперации в промышленности для обеспечения технологического суверенитета. Роль и позитивные примеры работы общественных объединений. Реинжиниринг технологических процессов - как базис энергоэффективности. Импортозамещение комплектующих в трансформаторостроении, новые цепочки поставок. Подведение итогов совещания.  Решение Комитета. Разное. Экскурсия по производству ООО «Прософт-Системы».   Завершение мероприятия. Кофе. Свободное общение, обмен участников заседания информацией и контактами.

Время проведения заседания: 02 марта 2023 г., начало работы Комитета - 10:00, начало регистрации – 9:00. Экскурсия по производству ООО «Прософт-Системы» 13:15-14:00.  Работа МИНИ-Выставки – 9:00 – 15:00. Место проведения: г. Екатеринбург, ул. Дорожная 37, территория производственного центра компании «Прософт-Системы», испытательный центр, 4-й этаж.

Мероприятие проводится в соответствии с поступившими предложениями и проектом плана работы Комитета 2023 года.

Заседание Комитета проведено в смешанном режиме (офлайн и онлайн) с участием представителей регионов РФ. Расширение межрегиональной деятельности Комитета, рассмотрением вопросов взаимодействия представителей различных отраслей экономики - науки, промышленности, малого бизнеса, ВУЗов, проектировщиков, потребителей, органов власти. Эти вопросы актуальны для заседаний Комитета. Для России на сегодня одним из важнейших вопросов является технологический суверенитет государства. И, естественно, одной из главных задач заседаний Комитета является анализ и выработка предложений по повышению технологического суверенитета и развития отечественной инновационной промышленности по различным направлениям деятельности предприятий энергетики (экономики). Вообще, Россия поставила задачу и действительно формирует не просто процесс импортозамещения, а стремится прекратить зависимость от Запада в поставках чего-либо. Комитет придерживается этого направления в своей работе как минимум последние десять - двенадцать лет. При этом нужно помнить и понимать, что это не значит, что мы не должны брать и не должны использовать лучшее, имеющееся в мире.  Просто нужно знать и контролировать сохранение предела собственной надежности и безопасности. Это скорее функция государства. В очередной раз участники получили информацию о крайней актуальности решения вопросов импортозамещения, а проще говоря необходимость решения вопросов развития собственного производства. Много не требуется, да и в некоторых моментах запад сам подталкивает нас к этому. Нужно вернуть потерянное звено связи между наукой и производством, национальную школу подготовки кадров. Должен быть определен, просчитан баланс в подготовке кадров: технарей и гуманитариев. Темы, вопросы, рассматриваемые сегодня на Комитете, актуальны и требует постоянного оперативного решения и обеспечения информированности общества. Не надо бояться слова «план», должна быть программа развития на 2,3,5 и более лет. В сложившейся ситуации нужны не только задачи, но и цели, нужно планирование на государственном уровне. На заседании Комитета, уже традиционно, специалистами и руководителями предприятий разных регионов РФ и отраслей экономики, науки, власти рассмотрены и предложены пути инновационного, эффективного развития отдельных направлений и производительных сил, подготовки кадров. Предложены современные российские технологии, материалы, оборудование, пути активизации сотрудничества между отечественными предприятиями различных регионов, научными и образовательными центрами, различными административными и законодательными институтами власти. Они как никогда актуальны. Следует отметить, что многие рассмотренные сегодня темы, предложения, полученный опыт позволяют выработать систему решения вставших перед обществом   задач.

В своей работе Комитет руководствуется действующей нормативно-правовой базой РФ и регионов, продолжает изучать передовой опыт регионов и зарубежья.

Реальное повышение эффективности экономики регионов от внедрения мероприятий по внедрению новых технологий и оборудования, подготовки кадров, развитие научного и творческого потенциала, закрепление законодательно, с реальной, контролируемой с участием государства поддержкой механизма сотрудничества между наукой и бизнесом – является главной задачей общества и органов власти, промышленников и науки. Это и питательная среда для развития малого и среднего бизнеса, позволяющая ускорять и управлять процессами развития независимости нашей промышленности, повышать устойчивость, безопасность и надежность работы экономики.  Это влияет не только на качество развития регионов, инвестиционную привлекательность, но и на комфортность проживания и качество жизни населения.

Заслушав и обсудив доклады, предложения участников совещания, Комитет решил:

  1. Создать при поддержке органов исполнительной власти «Межотраслевые объединения для достижения технологического суверенитета». Что это дает:

Промышленные стратегии 2022 года

  • «Сберечь и не потерять» • «НЕТ, Я выбираю отечественное!»

Промышленные стратегии 2023

  • Лидировать, а не догонять • Созидать, а не пользовать • Искать пользы, а не моды • Сотрудничать, а не враждовать • Внедрять лучшее… и НЕ ТОРМОЗИТЬ

Почему догоняющее развитие не работает?

Потеря инициативы • Отставание не исчезнет, оно может лишь уменьшиться • Догоняющий играет по правилам лидера • Лидер может поменять правила, догоняющий – нет

Задачи, которые надо решать!

  • Сохранить и развить реальное производство, компенсировав выпадение из общемировых производственных цепочек замещением и/или построением своих; • Обеспечить технический и технологический суверенитет; • Обеспечить техническое и технологическое лидерство как отдельных отраслей, так и экономики в целом.

Межотраслевой межрегиональный координационный центр

  • Для органов власти – оживление экономической деятельности, рост налогов и показателей эффективности региона
  • Для финансовых учреждений – рост деловой активности и потребности в финансовых услугах
  • Для энерго компаний – появление на территории комплекса предприятий, способных решать комбинированные задачи новой цифровой экономики, оптимизация и снижение издержек
  • Для крупных производителей – оптимизация своих расходов, более широкая кооперация, комплексность предложений
  • Для небольших производителей – рост объёмов гарантированных заказов и доступ к высоким технологиям крупных производителей
  • Для научных и образовательных организаций – рост спроса на их услуги, расширение интенсивности взаимодействия с промышленностью, ускоренный трансфер научных разработок в промышленность.
  1. Рассмотреть на экспертном Совете Комитета поступившие от членов Комитета вопросы требующие обсуждения и обращения в соответствующие федеральные органы с целью обеспечения поступательного развития отечественной промышленности (в т.ч. инновационной):
  • Восстановление системы ГОСТ с ориентацией на потребности внутреннего рынка с нашими условиями эксплуатации и требованиями безопасности.
  • Восстановление Единой системы Государственных испытаний и Сертификации. Исключить ведомственные системы (за исключением, например, ПАО Росатом с повышенными требованиями к надёжности).
  • Анализ информации Таможенных служб о закупках материалов и комплектующих с оценкой критичности и необходимости производства этих материалов на территории РФ.
  • Привлечение предприятий с государственным участием для согласованной проработки межведомственных программ по комплексному освоению критичных материалов и изделий с вовлечением в процесс научно-исследовательских организаций. Формирование целевых планов по внедрению на предприятиях РФ.
  • Защита предприятий РФ при производстве «копированной» продукции от возможных претензий по защите авторских прав правообладателей из внешних стран.
  • Позиция федеральных властей по промышленной безопасности (при реализации программы импортозамещения выявляется дефицит определенных материалов, производство которых для рынка РФ экономически нецелесообразно)
  • Перспективы создания испытательного центра для электротехнического оборудования большой мощности высоких напряжений
  • Какие механизмы повышения престижа инженерных и, в частности, энергетических направлений в высшем образовании и привлечения абитуриентов в энергетическую сферу государство планирует применять для того, чтобы избежать оттока молодых кадров в другие, более "рекламируемые" сферы, например, Ай-Ти? Прошлый год ознаменовался существенным дефицитом абитуриентов на инженерных направлениях в вузах, что привело к сокращению доходов в инженерных институтах вузов и необходимости сокращения штатной численности квалифицированных ППС. Почему при ежегодной корректировке бюджетов и ставок ППС учитываются короткие тренды и не учитываются долгосрочные потребности в кадрах? Растеряв преподавательский состав невозможно его быстро восполнить.
  • Каким образом на уровне государства планируется поддерживать малый и средний бизнес в сфере разработки и производства электротехнического оборудования, силовой электроники, электротехнологических комплексов и систем в плане обеспечения высококвалифицированными инженерными кадрами? Из-за невысокой маржинальности данной сферы и высоких операционных расходов на разработки и производственные процессы уровень зарплаты сотрудников не всегда конкурентен даже по сравнению со сферами услуг или торговли. Как привлечь туда молодых специалистов?
  • Как стимулировать применение в проектах самых лучших технических, а не самых дешевых решений? Как управлять стратегической повесткой в сфере разработок через механизмы закупок и тендеров? Откуда бизнесу узнать, какое направление государством определяется как приоритетное?
  • Низкая доступность инвестиционного финансирования. В современных условиях ранее принятые нормы оценки инвестиций в реальный сектор экономики требуют существенного пересмотра, поскольку до сих пор ни один, даже значимый производственный бизнес не может сравниться по рентабельности и отдаче с вложением денег в финансовые инструменты. Планируются ли меры по повышению доступности долгосрочного инвестиционного кредитования, и его расширению? Многие годы в стране реализуется программа деиндустриализации городов. Оборудованные производственные площадки переводятся под жилую застройку. Если это оправдано для крупных тяжёлых производств, то для малого, но высокотехнологичного бизнеса отсутствие хорошо оснащённых и доступных производственных площадок рядом с жильём снижает привлекательность для высококвалифицированных кадров. Какие существуют программы комплексной реиндустриализации территорий, учитывающие транспортную и логистическую доступность?
  • Внедрённая в конце нулевых система СРО во многих отраслях превратилась просто в дополнительный налог без повышения эффективности регулируемых отраслей деятельности. Планируется ли уход от скомпрометировавшей себя системы к более профессиональном и современным методам регулирования сложных технологических процессов?
  • Разрушение обязательной системы ГОСТ привело, с одной стороны к бездумному копированию зарубежных стандартов, не учитывающим лучшие практики и опыт отечественных отраслей, а с другой стороны - формальности подходов к сертификации и подтверждению параметров продукции. Разрушена система испытательных центров и лабораторий, позволяющих проводить сертификацию и испытания продукции в разумные сроки и за разумные деньги. Это блокирует внедрение новых инновационных и прорывных технологий и продуктов (поскольку стоимость и сроки правильного подтверждения характеристик чрезвычайно завышены) или, с другой стороны стимулирует обходные пути, по которым на рынок проникает низкокачественная продукция. Планируются ли мероприятия по изменению и унификации системы госрегулирования в части стандартизации? Разработка новой и высокотехнологичной продукции в массовом порядке невозможна без долгосрочного платежеспособного спроса. Существующая система государственных и корпоративных закупок привязана к годовым циклам и блокирует широкое внедрения высокотехнологичных инноваций. Разработка электрического аппарата (выключатель или трансформатор) занимает несколько лет и требует серьёзных инвестиций, возврат которых никак не подтверждается, а иногда и прямо блокируется, системой гос. и корпоративных закупок. Какие планируются изменения в этой области?
  • Применение торгов в существующей законодательной форме ведет к вымыванию в применении эффективного оборудования, технологий, дополнительных финансовых трат разных уровней бюджетов, по сути теневой поддержке запада.
  • Об организационных и финансовых мерах поддержки выполнения научно-исследовательских работ фундаментального характера и работ, имеющих в ближайшей перспективе выход на реальный сектор экономики.
  1. Спикерам круглого стола (со стороны Комитета Родин В.Н. Туголуков А.П., Сарапулов С.Ф., Чайковский С.А., Бегунов А.А., Медведев А.С.)  «Технологический суверенитет в электроэнергетике  и электротехническом машиностроении», проводимого ИЭ УрО РАН совместно с Комитетом по энергетике СОСПП, согласно направленных сообщений, заполнить  до 15.03.2023г. предлагаемые ИЭ УрО РАН формы, до 17.03.2023г. дать предложения по программе круглого стола и предложения в постановляющую часть в адрес зам. председателя Комитета по энергетике  Шилову Владимиру Алексеевичу    на e-mail: shilov-va@rosseti-ural.ru.
  2. Рекомендовать для замещения расходомеров зарубежных компаний «SIMENS», «Endress+Haezer», «KROHNE», «YOKOGAWA» и др. при решении задач определения расхода разнообразных технических жидкостей на предприятиях промышленности применение расходомеров электромагнитных жидких сред ПИТЕРФЛОУ Т3, которые выпускаются российским инновационным предприятием с полным циклом производства ООО «ТЕРМОТРОНИК» г. Санкт-Петербург и имеют полный набор заслуживающих самого пристального внимания технических и функциональных характеристик.
  3. Принять в члены Комитета по энергетике СОСПП Молчанова Александра Федоровича, управляющего по сбыту АО «Электротехнические заводы «Энергомера».
  4. Выразить от имени Комитета по энергетике СОСПП и участников заседания благодарность руководству ООО «Прософт-Системы» за помощь в организации и проведении выездного заседания Комитета по энергетике СОСПП.
Меню